Особенности организации детского оздоровительного лагеря МАОУ «Детская флотилия «Парус»

Детский оздоровительный лагерь является внешкольным учреждением для детей в возрасте от 6 до 17 лет включительно. Лагерь существует для организации отдыха детей и их оздоровления. Согласно ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 21.12.04.№ 170 ФЗ отдых детей и их оздоровление – это «совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований». Данным законом определен статус детских оздоровительных учреждений – это «организация отдыха детей и их оздоровление — детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря), основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления».

Основой воспитательной работы в Детской флотилии «Парус» является военно-патриотическое воспитание на основе лучших традиций Военно-морского флота.

Срок пребывания детей на отдыхе (одна смена – 21 день);

Сроки проведения смен 4 смены:

  • первая – с 29 мая по 18 июня;
  • вторая – с 21 июня по 11 июля;
  • третья – с 14 июля по 3 августа;
  • четвертая – с 6 августа по 26 августа

В «Парусе» сложилась определенная система работы по военно-патриотическому воспитанию детей, которая направлена на решение следующих задач:

  • воспитание детей на героической истории Отечества, армии и флота, отдельных боевых кораблей и подводных лодок. Во флотилии дети организованы в экипажи, которые носят имена кораблей, навсегда вписанных в летопись боевой славы нашей Родины (линейный корабль «Азов», бриг «Меркурий», броненосец «Адмирал Ушаков», крейсер «Варяг», сторожевой корабль «Туман», подводная лодка «С–13», «С–56», «Щ–406», авианесущий крейсер “Адмирал флота Советского Союза Н. Кузнецов»);
  • формирование у детей (матросов флотилии) гордости за свой экипаж, Детскую флотилию «Парус», Военно-Морской флот, героическую историю нашей страны;
  • сохранение памяти и уважения к историческому прошлому своей страны;
  • воспитание у детей с малых лет любви к родному краю, Родине, армии и флоту, готовности служить интересам Отечества;
  • воспитание детей на примерах мужества и героизма, проявленных матросами и офицерами надводных кораблей, подводных лодок, морской пехоты в мирное время;
  • воспитание на воинских и флотских традициях, ритуалах; на моральных и нравственных ценностях;
  • приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни, пробуждение интереса к духовному и физическому росту;
  • формирование знаний, умений и интереса у подростков к будущей службе в рядах Вооружённых сил России.

Воспитание гражданина и патриота своего Отечества.

Во флотилии реализуется авторская программа под девизом: «У России только два союзника: её армия и флот.»

Эта программа предусматривает совместную творческую деятельность детей и взрослых, направленную на самореализацию и саморазвитие отдыхающих детей, развитие социальных навыков и лидерских качеств:

  • 1 смена — с 29 мая по 18 июня — «России верные сыны»
  • 2 смена — с 21 июня по 11 июля — «Армия и флот на защите Отечества»
  • 3 смена — с 14 июля по 3 августа — «Флот в судьбе России»
  • 4 смена — с 6 августа по 26 августа — «Герои и святые Руссокой земли»

Целями организации воспитательной деятельности с детьми является:

  1. социально-педагогическая защита детей;
  2. предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми, развитие способностей и интересов личности, защита ее прав;
  3.  формирование и развитие личностных качеств детей, необходимых для
  4. позитивной жизнедеятельности;
  5. увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь, более эффективно разрешать возникающие проблемы;
  6. создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;
  7. адаптация или реадаптация детей в обществе;
  8. компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;
  9. дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами.

Уважаемые родители, просим особенно обратить Ваше внимание на специфику работы и основные направления программы по оздоровлению детей в МАОУ «Детская флотилия Парус»!

Главной задачей деятельности флотилии является организация досуга отдыха и оздоровления детей.

 Основные задачи:

  1. отработка механизма и средств работы, направленных на быструю адаптацию и включение подростков в деятельность смены;
  2. развитие системы дополнительного образования, направленной на формирование индивидуальной позиции подростков и освоение опыта общения;
  3. отработка административных механизмов организации деятельности педагогического коллектива по проектированию и реализации содержания деятельности смен;
  4. совместная коллективная деятельность подростков и педагогов;
  5. превращение каждого подростка в субъект собственного развития;
  6. поддержание и совершенствование психологически благоприятной атмосферы в детском и педагогическом коллективах.

Ребёнок, как и любой взрослый, попадая в новый коллектив, проходит этап адаптации. За короткое время он должен занять свое место в экипаже, найти себе друзей и единомышленников, определить занятие по душе и преодолеть барьеры общения и взаимодействия. В этом ребятам помогают вожатые и педагоги лагеря. Они вовлекают детей в активную коллективную деятельность, направленную на сплочение и взаимодействие команды. Ребенок, который принимает активное участие в жизни экипажа и смены быстрее адаптируется.

Чаще всего период адаптации длится от 3 до 7 дней (в зависимости от личностных особенностей ребенка). У детей, которые в первый раз приехали в детский лагерь, период адаптации может проходить дольше. Также трудности могут возникать, если ребенок ведет замкнутый образ жизни, нет друзей и подруг, чаще проводит время с родителями, перед телевизором или за компьютером.

В этом случае Вам следует запастись терпением и выдержкой и, общаясь с ребёнком по телефону, поддерживать его и настраивать на активный отдых и взаимодействие. Как показывает опыт, сотрудничество родителей и педагогов детского лагеря приводит к положительному результату.

Важно! Если у Вас есть какие-либо пожелания, рекомендации или информация об индивидуальных особенностях Вашего ребёнка, которая позволит нам помочь ему быстрее адаптироваться к условиям детского лагеря, сообщите об этом лично старшему воспитателю экипажа при передаче ребенка.

Мы обращаемся к Вам с просьбой: постарайтесь свести Ваше общение с ребёнком в первые дни пребывания в лагере к минимуму, позвольте ему сдружиться с новыми ребятами самостоятельно.

Важно!

Не звоните часто, не контролируйте ребёнка, дайте возможность процессу адаптации развиваться естественным ходом. Воздержитесь от частых приездов в лагерь, т.к. ваш приезд сразу сказывается на моральном состоянии не только вашего ребёнка, но и других детей. У остальных детей сразу появляются мысли: «К нему приехали, а ко мне нет, значит его больше любят, чем меня; значит я хуже, чем он» и т.д.

Важно!

Не обещайте ребенку забрать его, если ему не понравится. В таких случаях подросток будет проявлять пассивность, не будет включаться в деятельность отряда и уверять Вас, что ему «не нравится в лагере», только бы Вы его забрали.

Важно!

Если у Вашего ребёнка во время пребывания в лагере возникают какие-либо проблемы, и он стесняется обратиться к сотрудникам лагеря, пожалуйста, сообщите об этих проблемах воспитателю экипажа.

Следует отметить, что динамика экипажного сплочения предполагает прохождение периода конфликтов между детьми. Чаще всего разногласия между подростками возникают на бытовой почве из-за уборки (кто будет убирать, кто раскидал, кто подвинул вещи и т.д.)

Ведь наши подростки такие разные. У каждого из них на разном уровне сформированы навыки самообслуживания и гигиены, уже успел сложиться различный уровень общей культуры и воспитанности. И не все подростки умеют сами решать возникающие разногласия.

Мы хотим предупредить Ваши волнения и заверить, что особое внимание воспитателей уделяется оценке отношений ребят, эмоционально-психологическому климату в экипаже, профилактике, предотвращению и разрешению конфликтов между ребятами. К этому вопросу мы подходим очень серьезно, глубоко вникаем в каждую ситуацию. Наши специалисты решают проблему с помощью индивидуальных бесед, через проведение специальных занятий с экипажами, общелагерных мероприятий, чтобы помочь ребятам пойти навстречу друг другу.

Можно ли решить конфликт, забрав ребенка из лагеря?

Иногда родители забирают ребенка из-за конфликтной ситуации. Ребенок, уехавший из экипажа в подобном случае, усваивает стереотип поведения, при котором все его сложные жизненные ситуации должны разрешить родители. В конечном итоге формируется неуверенность в себе и своих силах, представление о собственной слабости перед трудностями. Досрочный отъезд из лагеря может в дальнейшем проявиться боязнью поездок не только в детский лагерь, но в любое место «без родителей».

Что делать, если ваш ребенок позвонил вам с жалобой на обидчиков?

Поддержите его, уверьте его в том, что он не один, что есть люди, которые помогут ему решить проблему и позвоните старшему воспитателю экипажа или начальнику детского лагеря. Мы заинтересованы в том, чтобы решить все возникающие проблемы и сделать отдых вашего ребенка максимально приятным и запоминающимся.

Если вас что-то настораживает или тревожит в состоянии и поведении ребенка, то обязательно свяжитесь директором флотилии или с заместителем по организационно-воспитательной работе и расскажите о своих опасениях.

Организация жизнедеятельности в детской флотилии «Парус»

Патриотическое воспитание детей строится на основе лучших традиций Военно-Морского флота, России, традиций детской флотилии «Парус»

Организационно детские коллективы живут экипажами, носящими название боевых кораблей и подводных лодок, прославивших Военно-Морской флот в годы Великой Отечественной войны, и внесших огромный вклад в Великую Победу.

По торжественным и памятным дням, в период несения экипажами дежурно-вахтенной службы по флотилии весь коллектив (экипаж) носит установленную форму одежды со знаками отличия (командир экипажа, старшина кубрика, флагманский специалист). С 2016 года в учреждении проводится в каждую смену «Офицерский бал». Для проведения данных мероприятий просим обеспечить ребенка необходимой одеждой (бальное или праздничное платье для девочки, белые банты, строгий костюм мальчику), парой светлой обуви и парой белых носочков.

Мы приветствуем присутствие родителей на общелагерных мероприятиях (согласно утвержденному плану на смену). Посещение детей родителями (законными представителями), разрешается в специально утвержденный администрацией детского оздоровительного лагеря родительский день или в другой день (по согласованию с администрацией лагеря) в строго отведенное время.

Родительский день

В середине летней смены мы обязательно приглашаем родителей приехать в гости в детский лагерь  на родительский день: посмотреть концерт, поучаствовать во всевозможных игровых и развлекательных мероприятиях, а также обменяться впечатлениями со своими детьми. Дата и время официального начала родительского дня уточняется вначале смены, оповещение родителей о них происходит посредством размещения информации на официальном сайте лагеря http://dfparus.ru/  , а также в группе «Вконтакте» http://vk.com/club58786152

После концерта вы сможете свободно погулять и пообщаться со своими детьми на территории лагеря. Не забудьте забрать с собой грязные или ненужные вещи, обменяв их на чистые и необходимые.

Будьте как дома, но не забывайте о том, что

Вывод детей за территорию учреждения разрешается только на основании письменного заявления родителей (законных представителей), установленного образца на имя директора флотилии. На это время родитель (законный представитель), принимает на себя полную юридическую ответственность за жизнь и здоровье ребенка (детей);.

По окончании посещения родители (законные представители), должны лично под подпись передать ребенка воспитателю экипажа;

Запрещено:

  • согласно пункту 11.13 СанПиН 2.4.4.3155-13,  не допускается пребывание на территории детского оздоровительного лагеря посетителей, в том числе и законных представителей;
  • оставаться на ночь;
  • мешать проведению воспитательно-оздоровительного процесса и отвлекать воспитателей, сотрудников от рабочего процесса;
  • курить и употреблять алкогольные напитки, и наркотические препараты; находиться в состоянии алкогольного, наркотического опьянения;
  • находиться с животными на территории ДОЛ;
  • вести себя некорректно, агрессивно, шумно, употреблять нецензурные выражения;
  • нарушать права детей (в том числе собственного ребенка) и взрослых (в том числе сотрудников), находящихся на территории детского оздоровительного лагеря;
  • питаться в столовой детского оздоровительного лагеря;
  • оставлять после себя мусор, наносить вред зеленым насаждениям;
  • использовать пиротехнические средства, «китайские» летающие фонарики и т.п.;
  • разводить костры.

Каждый лагерь вправе изменить перечень запрещенных действий. В случае нарушения родителями, (законными представителями) правил посещения детей, администрация учреждения имеет право потребовать родителей (законных представителей) покинуть территорию лагеря. В случае невыполнения данного требования, администрация лагеря имеет право сообщить о данном инциденте в правоохранительные органы.

Стоянка автомобилей организуется за пределами лагеря. Въезд на его территорию на машине запрещен.

Для тех, кто не сможет посетить ребенка в родительский день

Мы рекомендуем Вам найти время и приехать к нам в гости в удобный для Вас день, заранее предупредите об этом ребенка и администрацию лагеря.

Навестить ребёнка можно и в любой другой день во время проведения общелагерных спортивных и творческих мероприятий, оповестив предварительно администрацию о запланированном визите. Для уточнения всех вопросов, связанных с пребыванием в МАОУ «Детская флотилия «Парус» вы всегда можете связаться по телефону 8 (816 59) 51 – 222 (секретарь), 8 921 201 76 56 (менеджер по работе с клиентами), 8 921 840 31 00 (зам. директора по ОВР).

Каждый ребенок за время смены познает основы морского дела, приобретает опыт хождения на шлюпах, парусных катамаранах, осваивает технику вязания морских узлов.

Дети, отдыхающие в Парусе – юнги, матросы, которые группируются по экипажам. Жилые корпуса носят названия ветров: «Шторм», «Бриз», «Штиль», «Тайфун». Спальные комнаты детей называются кубриками, комнаты воспитателей – каютами; столовая – камбуз.

Существует традиция – называть экипажи именами кораблей русского флота. Ребята изучают историю этих кораблей, их боевые традиции. Есть свой гимн, флаг, форма одежды, знаки различия. Торжественно проходит посвящение в моряки всех тех, кто впервые приехал: чтобы стать моряком, надо выпить глоток морской воды. Традиционно проходит ночная военно–спортивная игра «Зарница», смотр строя и песни. Ребята знакомятся с историей флота, учатся вязать морские узлы, ходить под парусом, на вёслах, собирать и разбирать боевое оружие, стрелять из мелкокалиберной винтовки, изучают приёмы самообороны.

В Парусе создан экипаж морской пехоты «Альбатрос», «Морские котики», оба экипажа состоят из мальчишек. Воспитание направлено на подготовку к службе в армии.

Линейка в «Парусе» называется Большой сбор. Обязательными элементами Большого сбора являются: построение по экипажам, сдача рапортов, торжественный вынос и поднятие Государственного флага и флага ВМФ России, исполнение Гимна России. Для эмоционального настроя используются речёвки, девизы, кричалки. Большие сборы флотилии являются частью Государственных праздников, тематических дней, ритуалов открытия и закрытия оздоровительных смен. Все экипажи при открытии смены получают знаменные флаги с названиями кораблей.

В Парусе существует своя система поощрений: при подведении итогов каждого дня в экипажах выявляются самые активные участники мероприятий, которым на Большом сборе вручаются жетоны для посещения игротеки, компьютерного класса, особо отличившихся награждают грамотами, поощрением является предоставление права на подъём, спуск и вынос Государственного флага и флага ВМФ. При подведении итогов смены определяются наиболее достойные ребята, которые награждаются личной фотографией у развернутого знамени флотилии. А самым высоким поощрением является награждение бесплатной путёвкой на одну из смен следующего года. Особым подразделением лагеря «Парус» является матросский клуб «Маяк». Основной задачей его является организация культурно – массовой работы. Здесь дети занимаются в кружках по интересам, ежедневно выпускается электронная газета «Наш «Парус», осуществляется методическая работа с педагогическим коллективом.

Организация питания.

Питание – это основа здоровья, как известно, многие заболевания, и не только болезни ЖКТ, вызваны именно не должным вниманием к качеству продуктов. Питание ребенка особенно важно, ведь его организм непрерывно растет и развивается. В МАОУ «Детская флотилия «Парус» организуется сбалансированное питание, можно выделить несколько его особенностей:

  1. Питание пятиразовое. Ежедневно детям готовят завтрак, обед, полдник, ужин и второй ужин (вечерний чай).
  2. Наибольшее количество калорий ребенок получает в обед – 35 %, а наименьшее на второй ужин – 5 %. Доля полдника здесь равна 15 %, ужина – 20 %, завтрака – 25 %.
  3. Повара стараются готовить вкусную и разнообразную пищу. Ежедневно в состав меню включаются свежие овощи и фрукты, молочные продукты, рыба, а также супы и горячие блюда. За здоровьем работников кухни строго следят, качество и свежесть продуктов тщательно проверяются.
  4. Если у вашего ребенка есть аллергия на тот или иной продукт, то об этом нужно обязательно предупредить руководство лагеря. В меню не предусмотрено индивидуального питания (вегетарианское питание и т.п.)

В строгом соответствии с решением задач по оздоровлению детей, привоз Вами 100г. угощений наносит серьезный ущерб данному процессу.

Следовательно, главное предназначение организованного отдыха детей и подростков заключается в том, чтобы создать такие условия и психологический климат, в которых ребенок сумел бы максимально осмыслить свою индивидуальность, раскрыть свои желания и потребности, постичь свои силы и способности, своё значение в жизни, в семье, в обществе.

Отличительной особенностью образовательно-оздоровительной деятельности флотилии является система взаимодействия медицинских, педагогических, социальных и индивидуальных связей. Только детское оздоровительное учреждение способно на организацию дифференцированного досуга, способствующего физическому и духовному развитию подрастающего поколения, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитию их разносторонних способностей, социального опыта в целом.